Robinson не вынес партизана.

В минувшую среду в Карелии разбился частный вертолет Robinson R-44. В катастрофе погибли его владелец и пилот Дмитрий Мартынов, известный в системе малой авиации своими "анархическими" взглядами на правила безопасности полетов, и его жена. Следствие полагает, что причиной катастрофы могли стать сложные метеоусловия и нехватка топлива. Между тем коллеги погибшего убеждены, что воздушный партизан, как называл себя господин Мартынов, просто не рассчитал высоту полета.

10 марта около 16 часов вечера 40-летний вице-президент Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов Дмитрий Мартынов и его супруга Мария, побывав в гостях у своих знакомых в Архангельске, вылетели обратно в Москву на своем вертолете Robinson R-44. Учитывая, что 180-литровый топливный бак Robinson рассчитан примерно на три часа полета, пилоту предстояло сделать две промежуточные посадки в пути для дозаправки. Первая из них была запланирована в карельском поселке Суйсарь, расположенном на берегу Онежского озера неподалеку от Петрозаводска,— здесь господина Мартынова должен был встретить и обеспечить топливом его приятель, тоже летчик. По расчетам господина Мартынова, он должен был приземлиться около 19 часов, однако в это время Robinson в Суйсаре не появился, а мобильник пилота перестал отвечать на вызовы.

Обеспокоенный приятель летчика тут же сел в вездеход и отправился на поиски. Разбитую машину и погибшую супружескую пару он нашел на льду Онежского озера. Они не долетели до первого пункта назначения всего 4 км.

Место происшествия в тот же день осмотрели сотрудники республиканской прокуратуры и следственного управления по Карелии СКП России. Сейчас проводится доследственная проверка обстоятельств инцидента, по результатам которой, видимо, будет возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при движении и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК России).

Читайте также  «Хелипорт Истра» встретил участников путешествия на Белое море

Следователи полагают, что причиной катастрофы стали сложные метеоусловия. Пилот, по версии следствия, мог потеряться в пространстве, поскольку "его машина не была оснащена навигационным оборудованием", а маршрут он выбирал визуально, по наземным ориентирам. В прокуратуре Карелии в свою очередь не исключают, что вертолет мог упасть из-за нехватки топлива: расстояние между Архангельском и Петрозаводском предельное для полета Robinson на одной заправке.

При этом в пресс-службе прокуратуры Карелии отметили, что пилот Robinson вылетел с частного аэродрома Архангельска, не зарегистрировав свой полет; не запрашивал он и разрешения на посадку у диспетчеров аэропорта Петрозаводска. Как было установлено прокуратурой, вертолет господина Мартынова не был зарегистрирован, а у самого пилота отсутствовали документы на право управления Robinson. В МЧС Архангельской области со ссылкой на руководителя полетов аэропорта Архангельск Вадима Шапошникова сообщили, что архангельские диспетчеры не наблюдали Robinson в своей зоне ответственности и не участвовали в радиопереговорах с его экипажем.

Опытные российские вертолетчики, хорошо знавшие Дмитрия Мартынова, полагают, что версии катастрофы, выдвинутые карельскими правоохранителями, одинаково далеки от реальности. По их мнению, погодные условия над Онежским озером в день катастрофы были неидеальными, но и несложными для такого опытного вертолетчика, как Дмитрий Мартынов. Тем более что последний этап полета проходил надо льдом озера, которое представляет собой "один большой аэродром", и в случае возникновения проблем машину можно было без труда посадить.

К версии о нехватке топлива пилоты тоже относятся скептически. Как объясняют специалисты, в кабине Robinson есть специальная лампа, загорающаяся, когда топлива в баках остается на десять минут полета. Включение этой лампы обязывает летчика немедленно приступить к посадке, и вряд ли найдется человек, который проигнорирует ее сигнал. Однако даже если топливо все же кончится в полете, Robinson способен совершить аварийную посадку в так называемом режиме авторотации — когда лопасти несущего винта, раскручиваемые потоком встречного воздуха в обратную сторону, обеспечивают необходимое торможение.

Читайте также  Названа причина крушения AW 119 в Карелии

Причиной же катастрофы коллеги господина Мартынова с уверенностью называют его сомнительную с точки зрения летных правил манеру пилотирования. "Мартынов известен в летной тусовке как воздушный партизан,— объяснил "Ъ" президент федерации любителей авиации "Аэросоюз" Александр Климчук.— Во всяком случае, так он сам себя называл. У него есть сторонники, которых объединяет анархическое отношение к малой авиации".

Как говорят пилоты-официалы, "партизаны" не признают никаких правил, не регистрируют технику и полеты, а летают по всей России на свой страх и риск. Они садятся на частных площадках, договариваясь с владельцами, и заправляются автомобильным бензином на АЗС, в то время как для вертолета нужен специально очищенный, с повышенным октановым числом. При этом "партизаны", как говорят о них коллеги, вовсе не скрывают свой статус, а в некотором смысле даже гордятся им.

Вертолетчики отмечают и довольно специфичную "партизанскую" манеру полета — почти всегда они идут низко над землей, чтобы спрятаться от диспетчерских радаров. При этом особым шиком в "анархической" среде считается пройти на бреющем над ровной водной или снежной поверхностью. "Полет с "брызгами и искрами", конечно, выглядит эффектно,— отмечает господин Климчук.— Однако он таит в себе и смертельную опасность: над ровной, особенно заснеженной поверхностью без ориентиров пилот не чувствует высоту полета. Погрешность восприятия может быть до тридцати и более метров. Я на 99% убежден, что "партизана" Мартынова подвел именно глазомер, а не погода или топливо".

Чем известен Дмитрий Мартынов

Дмитрий Александрович Мартынов родился 15 мая 1970 года на Украине. Окончил московский вуз по специальности "прикладная математика", защитил кандидатскую диссертацию, затем окончил юридический факультет МГИМО. В последние годы занимал пост вице-президента Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан—владельцев воздушных судов. Неоднократно выступал за упрощение правил полетов авиации общего назначения и регистрации частных самолетов и вертолетов. В частности, был одним из организаторов прошедшей 18 декабря 2008 года у здания Росавиации акции под лозунгами "Хотим летать законно", на которую пришли несколько сотен человек.

Читайте также  Сетевая авиация

27 октября 2008 года Росаэронавигация опубликовала приказ "О результатах расследования нарушения порядка обеспечения полета группы вертолетов Ми-8 ФГУП "Государственная транспортная компания "Россия"". Согласно документу, 12 сентября 2008 года в Подмосковье вертолет Robinson R-44 с бортовым номером RA-04202 "пересек маршрут полета" одного из государственных "Ми". В приказе говорилось о необходимости "проведения проверки соблюдения установленных требований при выдаче пилоту вертолета R-44 RA-04202 Д. А. Мартынову свидетельства пилота-любителя III П N 000190 и внесения в него квалификационной отметки о допуске к полетам на вертолете R-44".

Сергей Машкин; Антонина Крамских, Петрозаводск; Полина Рождественская, Архангельск

Источник: Коммерсантъ